Как вести бухгалтерию ООО самостоятельно?

С момента внесения общества с ограниченной ответственностью (ООО) в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), она обязана отчитываться перед государством, платить налоги и взносы в различные фонды.

Согласно Федеральному закону от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» руководитель должен организовать ведение бухгалтерского учёта и хранение документов. При нарушении правил ведения бухучета предприятие может облагаться штрафами от 10 000 рублей и более.

В крупных компаниях ведением бухучета занимается штатная бухгалтерия, средний и малый бизнесы могут себе позволить вести бухгалтерию на аутсорсе. Сейчас удаленного бухгалтера выбирают всё больше компаний благодаря удобству и существенной экономии в сравнении со штатным бухгалтером. Несмотря на это некоторые предприятия предпочитают экономить и заниматься ведением бухгалтерского учета в ООО самостоятельно. Поэтому, руководители часто задаются вопросом – как вести бухгалтерию с нуля?

Краткое содержание статьи:

  • Что такое учетная политика организации?
  • Формы первичных документов и план счетов
  • Упрощенный бухучет и отчетность
  • Налоговый учет
  • Сдача отчетности

Что такое учетная политика организации?

Учетная политика организации – это краткий свод правил, которым в дальнейшем будет руководствоваться компания для ведения бухгалтерского и налогового учета ООО. В учетной политике прописываются все применяемые формы документов, план счетов, методы калькуляции себестоимости, способ амортизации основных средств и любые другие организационные моменты, касающиеся учета.

Учетная политика утверждается приказом руководителя не позднее 31 декабря. Она обязана соблюдаться весь отчетный период, если она составляется на конкретный год. В иных случаях ее можно применять последовательно из года в год. При условии, что в учете ничего не меняется, и нет изменений в законодательстве.

Формы первичных документов и план счетов

Любой факт из жизнедеятельности вашей компании необходимо оформлять первичным документом: при отгрузке товара – накладная, ТОРГ-12, счет-фактура; при оказании услуги – договор и акт выполненных работ и т.д.

Кроме форм первичных документов, в учетной политике необходимо утвердить план счетов организации и регистры бухгалтерского учета, по которым будет работать организация в зависимости от вида деятельности: производство, торговля, предоставление услуг и т.д. Можно указывать только те счета, которые вы непосредственно будете использовать.

Если на момент проверки, отсутствуют какие-то первичные документы, то это может быть расценено как уклонение от уплаты налогов и повлечь за собой штрафные санкции. Поэтому Компания должна обеспечивать сохранность своих документов, срок хранения документов в организациях зависит от их вида. Все документы, на основании которых составляется бухгалтерская отчетность, должны храниться в течение 5 лет, а документы, связанные с расчетом заработной платы - 75 лет.  

Упрощенный бухучет и отчетность

Малые и микропредприятия не обязаны сдавать полный комплект бухгалтерской отчетности. Достаточно будет сдать бухгалтерский баланс и отчет о прибыли и убытках.

Если организация решила воспользоваться правом вести упрощенный бухучет, нужно прописать это в учетной политике и закрепить в ней план счетов и формы отчетности.

Обратите внимание, что после регистрации фирмы у вас есть только 30 дней, чтобы подать заявление на применение упрощенной системы налогообложения. По истечении этого срока ваша компания по умолчанию будет находиться на общей системе налогообложения. Сменить систему можно будет только со следующего года, подав заявление в налоговую до 31 декабря текущего года.


Налоговый учет

Ведение налогового учета зависит от применяемой системы налогообложения:

  • На общей системе налогообложения или классической (ОСНО)  нужно вести учет имущества, входящего и исходящего НДС, доходов и расходов. Учтите, что декларация по НДС сдается только по электронным каналам связи. 
  • На упрощенной системе налогообложения (УСН) учитываются доходы и расходы, или только доходы, в зависимости от выбранного объекта налогообложения.
  • При использовании единого налога на вмененных доход (ЕНВД) фиксируются физические показатели, например, квадратные метры арендуемого или собственного помещения и др, участвующие в расчете налога.
  • При совмещении налоговых режимов нужно вести раздельный учет в разрезе каждого режима.

Сдача отчетности

Бухгалтерскую отчетность в ИФНС и в органы статистики все общества с ограниченной ответственностью, не зависимо от формы налогообложения, сдают в одинаковые сроки – до 31 марта после завершения года.

Налоговые декларации:

  • по прибыли – до 28 апреля, июля, октября и января;
  • по НДС – до 25 апреля, июля, октября и января;
  • по налогу на имущество – до 1 февраля;
  • по УСН – до 31 марта после окончания года, но помните о необходимости оплачивать авансовые платежи;
  • по ЕНВД – до 20 апреля, июля, октября и января.
  • Просрочка со сдачей отчета всего на один день влечет штраф со стороны ФНС. Помимо финансовых санкций, налоговая служба может заблокировать расчетный счет.

Хотите освободить время для стратегических задач бизнеса? Обратитесь за помощью по ведению бухгалтерского и налогового учетов в «1С:Бухобслуживание. ИнфоСофт». Сберегите свои время и нервы!